История рекламы

Важный признак цивилизованного общества это начало торговых отношений. Одновременно появляются прототипы современной рекламы. Как и сегодня, цели этого было сообщение потенциальным покупателям о товаре или услуге и побуждение их к покупке. Зачатки современной рекламы, сопровождающие человечество уже многие века, долго не осознавались как части одного явления, а воспринимались отдельно.

Началом развития рекламы считают эпоху палеолита, которое характеризуется двумя явлениями:

• Самоидентификация, которая выражалась через демонстрацию внешних признаков, отличающая одного человека от другого (позже отличие племен). То есть особенности прически, одежды, украшений и т. д. Самоидентификация выполняла прежде всего сигнальную функцию.

• Символика — наделение различных предметов и знаков дополнительными значениями.

К прообразам рекламы также можно отнести настенные рисунки, мифы, легенды, из которых мы знаем об особенностях того периода.

Реклама в древнем мире

В Древность носителями рекламного слова были специальные глашатаи. Кроме того, они выполняли ряд других функций: дипломатические поручения, служба в городской администрации, и сообщали населению новости политики и экономики. Оповещатели низкого ранга работали на рынках, в театрах, служили частным лицам.

В греческих полисах оповещатели избирались народным голосованием, или использовали жребий. Главное требование к оповещателям было оперативное информирование населения об общественно важных событиях. Таких, как очередную дату народного собрания, посещение важных посольств, победах прославленных полководцев, раздачи хлеба бедному населению или запланированных гладиаторских боях.

С появлением письменности получила распостранение рукописная реклама. Одно из древнейших объявлений найденное при раскопках древнеегипетского города Мемфис: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сны».
Чаще рекламу размещали на стенах городских зданий. Беспорядочные граффити на улицах римских городов портили внешний вид улиц. Различные меры и запреты властей не давали результата, до тех пор пока власти не создали специальные, отведенные места для размещения рекламных объявлений. Это была отбеленная часть стены, разграфлена в клеточку, сообщение на которых писались углем. Позже эти места получили название «альбумсами». Во время раскопок древнеримских городов Помпеи, Геркуланум и Стабии обнаружили не только настенные виды рекламы, но и вывески, которые были канонизированы и, в отличие от современных, не содержали надписей.

Развитие рекламы в Европе

В средние века ведущую роль продолжала занимать устная реклама.

Выделяют 3 ее основных вида:

1. Крики улиц — это короткие сообщения о товарах и услугах, которые заимствовались глашатаями разных городов друг в друга. Для рекламирования каждого товара были свои слова, интонация и мелодия крика. В XIII — XIV вв. выходят «Крики Рима» и «Крики Парижа» — собрание тогдашней устной рекламы, самых популярных выкриков оповещателей. В последнем сборнике крики имеют ритмичную стихотворную форму четверостишия, что восхваляет определенный товар. В 1608 году выходят «Крики Лондона».

2. Тексты стационарных призывных. Чаще всего роль призывных выполняли сами продавцы, приглашая людей посетить их магазин. От «криков» эти призывы отличались тем, что кроме устного характера дополнялись еще настойчивыми жестами призывных, которые иногда хватали людей за рукав и пытались силой затащить в собственной лавке.

3. Ярмарочный фольклор — это сочетание двух вышеуказанных видов устной рекламы. Однако во время ярмарок возгласы и призывы приобретали более выраженные и яркие формы. Продавцы стремились привлечь внимание максимального количества покупателей.

Основными распространителями рекламы оставались специальные глашатаи, что расхаживая по улицам, выкрикивали похвалу товара, услуги, или сообщали об анонсах городских событий. В английском уставе 1386 было указано: «Если кто-нуждается продать что-нибудь, он должен известить это через глашатая, который утвержден графским наместником». Тогда же появились указы, регулирующие деятельность оповещателей. В том же уставе гласит: «Никто не имеет права рекламировать что-либо своим криком. Если кто-то так сделает, наместник имеет право привлечь его к суду и оштрафовать. В другой раз у него может быть отобрано все имущество ». В «Реестре ремесел и торговли Парижа» отмечалось: «Никто не может и не должен призывать и тянуть покупателя, который находится у другой крышки или в другой скамейке;если кто-то так сделает, он оплатит 5 су штрафа королю и 5 су цеха ».

В середине XIV в. получает распространение геральдика, что в послдедствии приводит к появлению и распространению эмблемных знаков. Кроме рекламной функции они были еще и свидетельством высокого качества товара. Первое, задокументированное упоминание о средневековых торговых знаках в Англии, было в 1266 году. Это королевское распоряжение пекарям ставить свой знак на хлебобулочных изделиях. Художники так же имели собственные торговые знаки, называвшиеся сигнатурами. В этот период зарождается плакатный жанр, который связан с большой распространенностью фресок, художественной живописи на социальную тематику. Большая роль отводилась изготовлению вывесок, как атрибутов рекламного характера. На вывесках изображались рисунки, в основном без текста, т.к. большинство населения было не грамотным.

Появление печатной рекламы

Новый период развития рекламы наступает в середине XV в. после изобретения печатного станка Гутенбергом.Первое рекламное объявление появилось через 22 года позже, это текст на двери лондонского храма и информирующий о продаже молитвенника. Популярность приобретает такие объявлений как летучие листки. Это был кусок бумаги размером 15 X 23 см. Первая строка текста выделялась крупным шрифтом, заменяющая заголовок. Иногда текст вписывали в рамку и добавляли к нему иллюстрацию. На начальном этапе в обычно это были объявления о книжных новинках. Появляются такие жанры печатной рекламы как каталог, проспект и прейскурант. В первой половине XVI в. в Париже издается указ короля, сообщающий, о запрете расклеивать позорные пасквили (сочинение-карикатура), афиши и другие произведения похожего характера. В Англии в 1563 году уточняются условия размещения объявлений: «Коменданты обязаны наклеить афишу вблизи почтового отделения за несколько дней до представления с предупреждением народа о театральное действие.»

В 1629 году Ренодо получил разрешение на открытие первого адресного бюро в Париже, которое занималось приемом и размещением объявлений. С 1630 г. во Франции начинает издаваться первая ежедневная газета «Gazette», которая с 1631 публиковала в каждом номере различные рекламные объявления. Параллельно с «Gazette» Теофраст Ренедо выдавал листок объявлений Адресного бюро, со временем превратился в журнал «Petites Affiches» ( «Маленькие афиши»). В Англии первая газетная реклама появилась в издание «Political Mercury». Во время правления Кромвеля интенсивно развивается международная торговля. Что вызвало потребность в организации масштабных рекламных кампаний новых видов товаров.

В 1657г. появилось объявление о создании Office of Public Advice (Офис общественного совета), восемь отделений которого были открыты в разных уголках Лондона и Вестминстера. Так возник первый профессиональный рекламный журнал. К концу XVIII в. в большинстве европейских стран уже выпускаются специализированные рекламные издания. Во Франции «Afficha» ( «Афиша») и «Announse» ( «Анонс»), достигающие пятидесяти тысячных тиражей. В Англии «Morning Post» ( «Утренняя почта») печатала объявления о продаже лошадей и экипажей; о книжных новинках сообщала «Morning Chronicle» ( «Утренняя хроника»).

Развитие рекламы в Соединенных Штатах Америки

Периодическая печать в Северной Америке берет свое начало от 1704, тогда же начинают печататься первые рекламные объявления. В общем американская реклама до конца XVIII в. не выглядела ярко из-за ограниченности полиграфических возможностей. Все оборудование приходило из-за границы и стоило дорого, а повышать цены на издание не было возможности из-за бедности населения. Рекламные тексты размещались плотно друг к другу, поля были очень узкими — все это делалось ради экономии бумаги. По содержательного наполнения рекламы, то на первом месте были объявления о купле-продаже земельных участков, на втором — сообщение о розыске слуг и рабов, бежавших от хозяина, на третьем — информация о прибытии и отправлении судов. Эти три основных содержанию категории занимали 80% рекламы.

Сегодня «отцом рекламы» в США считается Бенжамин Франклин, который в 1729 году начал издавать «The Pennsylvania Gazette» ( «Пенсильванского газета»), которая в то время достигла наибольших тиражей и наибольшего объема рекламных публикаций среди газет колониальной Америки. [6] Популярность «The Pennsylvania Gazette» выросла в большей степени за счет совершенствования Франклином верстки своего издания. Колонки рубрики рекламы он разнообразил гравюрами, а ярко выразительные заголовки отделял от текста свободным пространством. В XIX в. наблюдалось явление товарного перепроизводства. Для быстрой продажи нужна была эффективная реклама. Именно в это время Волне Палмер создает сеть рекламных агентств в Филадельфии, Бостоне, Нью-Йорке. В 1839 году в газетах появляются первые фото.Первая журнальная реклама появилась в 1844 года в Southern Messenger ( «Посланник Юга»).

Развитие рекламы в мире в XX в

В конце XIX — начале XX в. качество рекламы еще было на низком уровне. Рекламисты всегда преувеличивали в описании характеристик товара. Например, в одной из американских газет разместили рекламное объявление следующего содержания: «Хотите курить непрерывно? Почему бы и нет! Эту трубку можно курить хоть круглосуточно, не поддаваясь влиянию никотина ». Ситуация изменилась уже в XX в. с появлением законов, регулирующих основы рекламной деятельности. XX в. это периодом бурного развития рекламы.

Особую роль в этом процессе С Ш А, которая занимала лидирующие позиции. Ни одно европейское рекламное агентство не могло сравниться с американскими . Выдающимися рекламистами XX в. являются: Альберт Ласкер, Стейнли Ризор, Рэймонд Рубикейм, Лео Барнет, Клауд Хопкинс, Билл Бернбах и Дэвид Огилви. В 1922 году впервые появилась радио-реклама на нью-йоркской радиостанции «Weaf». В 1950-е годы ежегодный общий объем рекламной индустрии составил $ 10000000000. В семидесятые этот оборот вырос с 40000000000 до 80. В восьмидесятые он пересек границу в сто миллиардов.

Развитие рекламы в Украине

Развитие рекламы в современном ее понимании в нашей стране приходится на XIX в. — период активного формирования периодики и развития промышленности. В начале века рекламные объявления печатались в изданиях «Харковский еженедельник» (1812), «Харковские известия» (1817-1823), «Украинский вестник» (1816) и др. В 1824 году в Харьковском университете выходит «Украинский журнал», в котором был раздел для рекламных объявлений. Значительную часть объявлений занимала информация о книжных новинках и продажа недвижимости. В 1820 году в Одессе вышла первая коммерческая газета на французском языке «Messajer de la Rusi» ( «Торговля Руси»). Много рекламных сообщений появляются в другой одесской газете «Одесский вестник» (1927). В Киеве в 1835-1838 гг. и 1850-1857 гг. издаются «Киевские объявления» по 15-20 номеров в год. Причиной выхода этого издания были Киевские торговые ярмарки. В 1905 году в Лубнах появляется «Хлебороб» — газета в которой также размещалось большое количество рекламных объявлений.

Со второй половины XIX в. в Украине активно выдаются специализированные рекламные издания.Среди них: «Газета киевских достопримечательных видов и древностей» (1857), «Киевский листок объявлений» (1872-1881), «Киевская биржа» (1897-1916), «Выставочный листок» (1897), «Газета объявлений киевских торговых и промышленных фирм »(1898-1900),« Весь Киев »(1889),« Киевская торговая газета »(1906),« Киевский вестник объявлений и справок »(1909), Всемирный деловой посредник» (1911-1914), «Коммерческая газета »(1912).

В советские времена реклама выполняла идеологические функции и потеряла свое первоначальное значение.Большое внимание уделялось рекламному оформлению витрин, ярмарок, выставок, магазинов, упаковке товаров.Радиореклама в Украине появляется в 1927 году – с момента введения централизованного радиовещания. На телевидении первые рекламные сообщения появляются в 1987 году.С середины XX в. появляются учебники по рекламной деятельности, которую вводят в университетские программы как учебную дисциплину. Статьи по рекламе регулярную печатаются в таких изданиях как «Реклама» и «Советская торговля». В 60-70 х годах открываются рекламные организации: «Торгреклама», «Украинское рекламное агентство», «Побутреклама», «Коопреклама». Активная и регулярное появление большого количества рекламных изданий в Украине начинается с 80-х гг. XX в.

 

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *